Основные цвета и как правильно их смешивать, таблица для получения оттенков

Каждый, кто знаком с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, знает, что 2-3 цвета при смешении дают множество оттенков. Как правильно смешивать цвета, раскрывает наука колористика. Дизайнеры создают интерьеры, пестрящие множеством тонов, причем для создания многоцветного дизайна не обязательна покупка большого количества банок краски. Достаточно взглянуть в таблицу смешения цветов, чтобы создать желаемый оттенок.

Теория цветового круга

Каждому со школьной скамьи знаком цветовой круг, содержащий 3 базовых колера: красный, желтый, синий. Существующие в огромном разнообразии и доступные человеческому зрению оттенки получаются смешением базовых цветов в определенных долях. Например, воспринимаемый глазами зеленый – в действительности, желто-синий.

Сами базовые, визуально чистые цвета невозможно сделать смешением второстепенных колеров. Поэтому при необходимости использования базовых красок придется идти в магазин.

Смена пропорций при смешении всего 2 цветов создает множество оттенков. При слиянии хроматических (спектральных) цветов, находящихся рядом в круге, получается нечистый, но хроматический нужный цвет. При комбинировании колеров, находящихся напротив друг друга в круге, получаются ахроматические тона (с преобладанием серого).

Для воплощения дизайнерских задумок желательно пользоваться классическим 12-секторным кругом Иттена, включающим основные (желтый-синий-красный), второстепенные (оранжевый-зеленый-фиолетовый), переходные теплые и холодные цвета. Круг Иттена – инструмент, с помощью которого дизайнеры и художники создают монохромные (одноцветные) и комплиментарные (контрастные) цветовые гармонии.

Как правильно смешивать цвета красок

Современная лакокрасочная продукция пестрит оттеночным разнообразием, однако при смешении красок необходимо соблюдать основные правила, благодаря которым работа не будет испорчена:

  1. Недопустимо соединение жидких красок и порошковых красителей. Это может привести к сворачиванию состава.
  2. Чтобы неторопливо добиться нужного оттенка акрилового состава, необходимо понемногу добавлять растворитель для этого вида красок. Так состав будет медленнее сохнуть.
  3. Для смешения красок необходимо использовать чистую кисть.
  4. Чтобы сделать тон акриловой краски светлее, добавляют белый. Чтобы сделать темнее – черный.
  5. Чтобы масляная смесь на стене сформировала красивые оттеночные переходы, необходимо смешивать не тщательно, не до однородности.
  6. Чтобы уменьшить блеск глянцевой краски, ее смешивают с матовой.
  7. При применении масляной краски допустима лессировка: наложение темного тона, затем осветление его нанесением поверх светлого.
  8. Нежелательно смешение красок от разных производителей. Они могут разниться по химическим и физическим свойствам, в результате покрытие свернется, образуются комки.

Каждому со школьной скамьи знаком цветовой круг, содержащий 3 базовых колера: красный, желтый, синий.

В смешении красок нет сложности, экспериментировать можно до бесконечности. Но для получения красивого тона рекомендуется брать как можно меньше исходных цветов (оптимально – до трех). Увеличение количества смешиваемых красок делает конечный цвет более тусклым, грязным, а также повышает вероятность несовместимости.

При соединении красок на масляной основе возможны химические реакции, которые сделают окрашенную поверхность неустойчивой, блеклой, склонной к потемнению, растрескиванию. Сначала следует нанести смесь на небольшой участок поверхности, проверить, как она лежит, затем закрашивать все остальное.

Особенности получения разных оттенков

Разобравшись с правилами смешения красок, можно приступать к самому интересному – подбору оттенков.

Красные

Базовый красный постоянно в наличии в строительном магазине. Считается, что сделать его смешением второстепенных цветов невозможно, хотя довольно сносный оттенок выходит при соединении в равных долях ярко-розово-фиолетового (мадженты) и желтого. Темно-красный получается прибавлением желтизны кармину.

Цветовые вариации, основанные на красном, многообразны:

  1. Чтобы сделать малиновый, необходимо смешать красный и синий (1:1). Сделать колер светлее или насыщеннее помогают белый и черный цвета.
  2. Розовый – результат включения в красный белил (1:2). Интенсивность цвета можно менять, играя с пропорциями.
  3. Алый – красный плюс желтый (2:1).
  4. Чтобы получить бордовый, достаточно капнуть в красный пару капель насыщено-синего цвета (либо пожелтить с минимальным количеством черного).
  5. Вишневый получается слиянием тепло-красной и фиолетовой красок (3:1).
  6. Варьируя пропорции красно-фиолетового, добиться роскошного пурпурного не удастся. Единственный вариант – отыскать ярко-красную краску без желтизны, немного подсинить ее.
  7. Добавление белил в кирпичную краску дает персиковый.
  8. Смесь цвета крови и светло-фиолетового – фуксия.
  9. Розово-оранжевый – результат слияния белил, алой и тепло-желтой краски.

Базовый красный постоянно в наличии в строительном магазине.

Зеленые

Слияние желтого и синего (2:1) создает насыщенную зелень, а если взять базовые колеры в противоположной пропорции, получится цвет травы – синевато-зеленый. Зеленых оттенков так же много, как красных:

  1. Прибавка к зелени белил дает мятный цвет.
  2. Хаки – это тепло-зеленый с минимальным включением коричневого.
  3. Салатовый создается добавлением в зеленый желто-белой смеси. Если получится слишком много желтизны, ее можно убавить синим цветом. Если взять минимум желто-белого, оттенок будет называться изумрудный.
  4. Чтобы зелень стала темнее, добавляют черный.
  5. Хвойный цвет выходит при комбинации зеленый-желтый-черный.

Слияние желтого и синего (2:1) создает насыщенную зелень,

Синие

Базовый синий получить смешением второстепенных колеров фактически невозможно. Можно соединить голубой и фиолетовый, но получится темно-синий, который придется осветлять белилами.

Какие оттенки можно создавать:

  1. Синий и желтый (1:1) дают насыщенный синевато-зеленый. Чтобы его осветлить, добавляют белила.
  2. Бирюзу получают добавлением в циановый небольшого количества зеленого.
  3. Берлинская лазурь образуется смешением синего и салатового (1:1).
  4. Добавление красного в синий (1:2) дает сумеречный (фиолетово-синий).
  5. Соединение синего и мадженты (1:1) дает интенсивную (королевскую) синеву.
  6. Для затемнения базового цвета включают черный (3:1).

Базовый синий получить смешением второстепенных колеров фактически невозможно.

Фиолетовые

Сине-красная смесь визуально выглядит как фиолетовый, но грязный, его придется улучшать дополнительными оттенками. Если взять синий и красный в соотношении 2:1, то получится холодно-фиолетовый, если в обратном – теплый.

Мнение эксперта
Захарова Ирина Юрьевна
Профи по клинингу с 15-ти летним стажем. Наш лучший эксперт.
Задать вопрос
Лавандовый получают подбеливанием. Темный тон получается включением черного. Пурпурный образуется, если красного взять больше, чем синего.

Серые

Стандартные серые оттенки получаются вариациями черно-белого. Также применяется зелено-бело-красный микс, но цвет оказывается желтовато-серым. Если хочется получить голубовато-серый, необходимо соединить синий, оранжевый, белый. Для красновато-серого необходим бело-желто-фиолетовый микс.

Если в перечисленные комбинации не добавлять белила, то выйдет черный цвет. Чтобы создать цвет, напоминающий небо ночью, необходимо в готовый черный влить голубой и чуть-чуть белил.

Стандартные серые оттенки получаются вариациями черно-белого.

Желтые и оранжевые

Желтый – базовый, создание его смешением второстепенных колеров невозможно. Нечто схожее, но грязное, получается слиянием зеленого и оранжевого. Зато желтый используется для создания множества оттенков:

  1. Для создания лимонного соединяют белила и желто-зеленый.
  2. Для солнечного цвета в теплый базовый капают несколько капель красно-белого.
  3. Горчичный делают желто-красно-зелено-черным миксом.
  4. Если зелень слегка пожелтить, выйдет оливковый.
  5. Насыщено-оранжевый – красно-желтая комбинация, а светло-оранжевый – розово-желтая.
  6. Для создания кораллового берут насыщено-оранжевый, белый, розовый (1:1:1).
  7. Персиковый цвет – желто-бело-оранжево-розовая смесь.
  8. Рыжий – оранжевый с незначительным добавлением коричневого.
  9. Золотой выходит, когда в желтый капнуть буквально пару капель красного.

Желтый – базовый, создание его смешением второстепенных колеров невозможно.

Коричневые

Коричневый цвет интересен тем, что создается разными комбинациями:

  1. Стандартный вариант – красно-зеленый (1:1).
  2. Все три базовых колера в равных долях.
  3. Серо-оранжевый.
  4. Для создания красновато-коричневого берут фиолетовый, зеленый, оранжевый.
  5. Чтобы сделать желтовато-коричневый, используют желтый и фиолетовый.
  6. Терракотовый цвет – сине-оранжевая смесь.
  7. Охра – сложный желто-бело-красно-сине-зеленый микс. Желтизна должна преобладать.
  8. Цвет табака – красно-молочно-зеленая смесь.

Коричневый цвет интересен тем, что создается разными комбинациями

Белые

На основе белил создают множество пастельных оттенков. Наиболее распространенный в интерьерном декоре – бежевый, получаемый белением коричневого. Для изменения оттенка можно пожелтить.

Мнение эксперта
Захарова Ирина Юрьевна
Профи по клинингу с 15-ти летним стажем. Наш лучший эксперт.
Задать вопрос
Сочетание белил и желтого создает молочный. Добавление охры в белила создает роскошный цвет слоновой кости. А цвет кожи создается смешением молочного, голубого и ярко-красного.

Таблица смешения цветов

Таблица пригодится малярам, дизайнерам интерьеров, мастерам по покраске автомобилей, живописцам. В ней приведены наиболее популярные оттенки, создаваемые смешением базовых и второстепенных цветов.

Необходимый цветКак его создать
королевская (насыщенная) синьсиний + угольно-черный + пару капель зеленого
бирюзациановая синь + небольшой процент зеленого
светло-синийсиний + белила
веджвуд (фиалковый, старинный фарфор)выбелить синий + пару капель черного
фиолетовый (сиреневый)сине-красный
пурпурсине-красно-желтый
королевский (насыщенный) пурпуркрасный немного подсинить и пожелтить
темный пурпуркрасный + незначительный процент синего и черного
сливовыйкрасный + малое количество белого, синего, черного
малиновыйсиний + немного белого, алого, коричневого
серыйбело-черный
угольныйподбеленный черный
пепельныйсерый + несколько капель синего
желтовато-серыйсерый + охристый
розовато-серыйбелый подчернить + пару капель красного
зеленовато-серыйсветло-серый + немного зелени
перламутровыйбелый чуть подчернить + небольшой процент синего
коричневыйкрасно-зеленый
насыщено-коричневыйкрасно-желто-черный
терракоторанжево-коричневый
каштановыйтепло-красный + малое количество коричневого
золотисто-коричневыйподбеленный желтый (преобладающий) + красный + синий
табачныйжелто-красно-зелено-белый
горчичныйжелто-красно-зелено-черный
хакикоричневато-зеленый
авокадожелтый (преобладающий) + затемненный коричневый
бежевыйбелый + коричневый + немного пожелтить
молочныйсветло-желтый + пару капель коричневого
оранжевыйинтенсивно-желтый + небольшой процент красного
мандариновыйтепло-желтый + немного красно-коричневого
медовыйсветло-желтый + насыщено-коричневый
медныйчерный (основной) + красный + белый
охражелтовато-коричневый
солнечный (золотистый)желтый + пару капель коричневого (либо красного)
лимонныйсветло-желтый (преобладающий) + зеленый
насыщено-зеленыйжелто-голубой
травянойжелтый (преобладающий) + синий + зеленый
изумрудныйзеленый (основной) + светло-желтый
светло-зеленыйзеленый + белила + немного желтизны
салатовыйжелтый (основной) + зеленый + белый
оливковыйзеленый + небольшой процент желтого
бутылочная зеленьжелтый чуть подсинить
хвоязеленый (основной) + желтый + черный
папоротниковыйбелый (преобладающий) + зеленый + черный
леснойзеленый + немного почернить
морская лазурьбелый (основной) + зеленый + черный
розовыйбело-красный
персиковыйохристый + красный + белый
королевская (интенсивная) краснотакрасный + минимальное количество голубого
оранжево-красныйкрасный + желтый + минимум белил
томатныйтепло-красный + чуть желтого и коричневого
винныйкрасный + минимум желтого, коричневого, черного
черный глубокийкрасно-зелено-синий

Воспользовавшись таблицей соединения цветов, можно создать подходящую под интерьер краску, имея ограниченный набор красящих составов, не тратя время и силы на походы по строительным рынкам.

Поделиться ссылкой:
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий