Разновидности пигментов сухих красок и как правильно их разбавлять, советы
При выборе краски часто решающим фактором становится цвет. Но в предлагаемой палитре часто не удается подобрать подходящий оттенок. Проблему можно решить с помощью сухих красок. Это порошковые красители, которые добавляют в воду, клеевую или масляную основу. Сухие пигменты производят из натурального или искусственного сырья и применяют в ремонте и художественном творчестве.
Плюсы и минусы сухих составов
Чтобы получить желаемый оттенок, смешивают несколько пигментов. Сухие краски подходят для наружных и внутренних работ. Качество сухих пигментов зависит от степени помола. Если при просеивании на сите не осталось крупных комков, значит, красящий порошок равномерно размешается в основе.
При выборе сухих красок учитывают их укрывистость — свойство покрывать поверхность непрозрачным слоем, измеряется в граммах на квадратный метр. Красители с высокой укрывистостью экономно расходуются.
Разновидности пигментов
Красящие вещества различают по цвету, натуральному или искусственному происхождению.
Белые
В качестве сухой краски используют:
- мел — серый, белый, желтоватый, колотый крупными кусками или размолотый в порошок. Мелкий мел удобнее использовать, так как вещество достаточно насыпать в воду. Крупные куски нужно размолоть самостоятельно. Водный раствор процеживают и настаивают до выпадения осадка. Потом воду сливают, собирают верхний слой мела, сушат и просеивают. Готовый порошок используют для покраски;
- известь — белую краску готовят из трех частей воды и одной части извести. Раствор тщательно перемешивают. Готовая краска по консистенции напоминает молоко. Для окрашивания чаще используют гашеную известь. Белый цвет можно изменить, если добавить к извести хромовую окись, охру или сурик;
- белила — мелкий порошок получают с помощью прокаливания металлов: титана, углекислого свинца, литопона, цинка. В наборах художественных красок используют титановые белила. Также краситель входит в состав масляных красок и шпатлевки для отделочных работ.
Мел чаще всего применяют в быту: для покраски заборов, бордюров и стволов деревьев, для побелки потолков и стен. В производстве лакокрасочных материалов его не используют.
Желтые
В изобразительном искусстве и отделочных работах популярна охра — водная окись железа с примесью глины. Краситель дает все оттенки желтого, включая золотистый. Терракотовый цвет получают из жженой, прокаленной охры. Стойкий пигмент не блекнет, поэтому охряной краской можно красить наружные стены.
Редко в отделочных работах используют кроны — цинковые и свинцовые пигменты. Они дают яркие лимонно-желтые и апельсиновые оттенки, но токсичны и подходят только для наружной отделки. Цинковые кроны более устойчивы к действию ультрафиолета, но обладают более низкой укрывистостью, чем свинцовые.
Синие
Водные растворы окрашивают синькой или ультрамарином. Вещество получают химическим способом. Ультрамарин сочетают с мелом или известью для получения краски голубого цвета, а также применяют для устранения желтого оттенка из белых лакокрасочных покрытий.
Природный источник синей краски — минерал лазурит. Из измельченного в порошок и очищенного камня получают природный ультрамарин или художественную ляпис-лазурь. Чистый пигмент, разведенный в масле, ложится прозрачными слоями. Чаще его смешивают со смолами и водорастворимыми красками — темперой, акварелью.
Красные
Для окрашивания стен применяют три сухих пигмента:
- железный сурик — дает кирпично-красный цвет. Оранжевый оттенок получают с помощью свинцовой разновидности, но при окрашивании комнат его заменяет жженая охра;
- мумия — подходит только для внутренней отделки, под действием дождя пигмент темнеет до бурого цвета;
- киноварь — устойчива к щелочным и кислотным растворам, меняет цвет на солнце.
К красным пигментам также относят охру. Это разновидность железного сурика, которую делают по другой технологии — с глиной смешивают безводную окись железа.
Краситель мумия предположительно получил название благодаря своему источнику — египетским мумиям, забальзамированным с битумом. В ее состав входит жирный каолинит и большое количество гематита.
Зеленые
Различают свинцовую и хромовую зелень. Сухие пигменты получают при смешивании желтого крона и лазури. Большее или меньшее количество синего колера в смеси дает различные оттенки зеленого. Свинцовую зелень применяют в лакокрасочной промышленности для изготовления масляных красок и эмалей. Но высыхающий пигмент расслаивается: в банке оседает крон и всплывает лазурь, на стене проявляются синие и желтые разводы. Оксид хрома, или хромовая зелень, не растворяется в воде. Вещество токсично: вызывает дерматит, аллергию. Ему присвоен третий класс опасности.
Коричневые
Для получения чистых и красноватых оттенков используют сухой краситель умбра. Древесные оттенки получают с помощью жженой сиены. После окрашивания дерево напоминает по цвету дуб или ясень. Сиена обладает низкой укрывистостью. Под краской будут одинаково видны красивая фактура дерева и дефекты на стенах.
К коричневым минеральным краскам относится колькотар. Как сурик и красная охра, она представляет собой безводную окись железа. Вещество встречается в природе в виде красного железняка.
Высоко ценится искусственная минеральная краска колькотар, полученная при переработке железного купороса.
Черные
Источники черного цвета:
- сажа — краситель получают путем сжигания природного газа, масла или их смеси, а также с помощью подогрева газа в вакууме, подходит для масляных, мыльных и клеевых основ;
- древесный уголь, графит — водорастворимые продукты сжигания древесины и ископаемого угля.
В полиграфии используют черную краску, изготовленную с добавлением сажи. Ее частицы токсичны и оседают в легких. Более безопасен древесный уголь. Его используют в качестве пищевого красителя.
Графит — природный минерал со слоистой структурой. Также вещество получают искусственно: нагреванием кокса, охлаждением чугуна и разложением карбидов при высокой температуре. Из смеси графита и каолина изготавливают стержни для карандашей.
Металлические
К металлическим красителям относят:
- алюминиевую пудру;
- цинковую пыль;
- нержавеющие порошки из хрома, никеля, железа.
Свойства некоторых пигментов из металлов:
- золотой — устойчив к кислотам и жару;
- серебряный — темнеет на воздухе, но не меняется под лаком;
- оловянный — реагирует с неорганическими кислотами;
- цинковый — растворяется в соляной кислоте.
Алюминиевый краситель также чувствителен к кислотам и щелочам. Альтернативный источник металлических пигментов — перламутр ракушек. Краски с металлическими пигментами образуют светоотражающее покрытие, устойчивое к воздействию тепла и воды, а также предотвращают коррозию. Их используют для окрашивания бензохранилищ, холодильников.
Как правильно разбавлять сухие красители
Перед добавлением в масляную основу пигменты только просеивают. Для окрашивания белых водных составов готовят раствор: порошки насыпают в воду, размешивают и процеживают.
Чтобы получить новый оттенок, добавляют два или три пигмента в одну емкость.
Разбавленный краситель тонкой струей вливают в краску или эмаль, затем состав тщательно перемешивают. Чтобы смесь получилась однородной, наливают водный раствор и мешают одновременно. Предварительное просеивание и растворение пигмента помогает избежать образования комков и неравномерного распределения цвета. В воде и масле растворяются следующие красители:
- сажа;
- синька;
- киноварь;
- мумия;
- умбра;
- охра;
- сиена.
К универсальным пигментам также относятся сурик и хромовая окись. Мел и известь растворяются только в воде.
Дополнительные советы и рекомендации
Количество красителей подбирают с учетом показателей укрывистости:
Краситель | Укрывистость в граммах на квадратный метр |
Белила титановые | 50-75 |
Охра желтая | 65-90 |
Кроны | 110-190 |
Ультрамарин искусственный (синька) | 50 |
Лазурь | 10-60 |
Сурик железный | 20 |
Мумия | 30-60 |
Киноварь | 80-120 |
Окись хрома | 40 |
Свинцовая зелень | 70 |
Умбра | 40 |
Сажа | 15 |
Древесный уголь | 30 |
Графит | 30 |
Металлики | 3-4 |
Особенности работы с сухими красками:
- благоприятная температура для смешивания и окрашивания +5…+35 градусов;
- перед покраской смешивают небольшое количество пигментов и основы, чтобы проверить интенсивность и оттенок цвета;
- краску наносят максимум в три слоя;
- масляную или клеевую основу размешивают с помощью дрели, так как при размешивании вручную пигмент распределяется не равномерно;
- воду с красителем настаивают 15 минут;
- окрашенная поверхность полностью высыхает за 24 часа.
Перед покраской стены очищают от следов старой краски, грязи, пыли. Грунтование облегчит нанесение и продлит срок службы нового покрытия.
Сухие акварельные краски для рисования продаются отдельными кубиками. Ими пользуются как обычными кюветными — размягчают водой, набирают кистью и регулируют интенсивность на палитре, добавляя пигмент или воду.