9 видов эпоксидных грунтов в баллончиках, сфера применения и какой лучше
В процессе локального ремонта авто приходится пользоваться эпоксидным, антикоррозийным или акриловым грунтом в баллончике. Выбор однокомпонентного аэрозольного состава зависит от типа обрабатываемой поверхности. Ведь машина состоит из разных частей. Каждая основа требует определенной грунтовки. Грунт используется для антикоррозийной защиты, выравнивания небольших неровностей и повышения прилипчивости краски.
Плюсы и минусы грунтов в баллончиках
Преимущества использования аэрозольной грунтовки:
- полностью готова к применению;
- легко наносится;
- быстро подсыхает;
- дает ровный тонкий слой;
- позволяет добиться плавных переходов между разнородными участками;
- подходит для локального ремонта;
- в зависимости от состава обладает рядом полезных свойств (предохраняет от коррозии, износа, неблагоприятных внешних факторов);
- продлевает срок службы обработанной детали или участка;
- улучшает прилипчивость краски.
Недостатки спрея:
- имеет текучую консистенцию (вязкие грунты продаются только в банках);
- сравнительно высокая цена;
- быстро расходуется (хватает на маленькую площадь).
Состав и сфера применения
При локальном ремонте автомобиля рекомендуется использовать аэрозольную автогрунтовку. Спрей полностью готов к применению и позволяет быстро загрунтовать небольшой по площади поврежденный участок. Правда, машина состоит из разных материалов. Соответственно, каждая деталь нуждается в грунтовке определенного типа.
В автомагазинах продается несколько видов грунта для авто (акриловый, эпоксидный, антикоррозийный). Каждый спрей имеет свой состав. Применяется грунтовка в баллоне, как правило, перед нанесением краски. Распылять ее можно только на чистую основу.
Благодаря грунтованию выравнивается поверхность, заполняются мелкие неровности, повышается прилипчивость краски. В зависимости от состава аэрозоль применяется: для защиты авто от коррозии, укрепления основы под покраску, повышения адгезии. При ремонте кузова машины чаще всего используют эпоксидный грунт. В его составе имеются специальные смолы, наполнители, химические реагенты, позволяющие создать на металлической поверхности защитную пленку, предупреждающую коррозию.
Грунтовка применяется не только для ремонта металлического кузова, но и перед покраской пластмассовых, деревянных или алюминиевых деталей авто. На каждую основу наносится свой тип грунта. Желательно грунтовать и красить поверхность лакокрасочной продукцией одного производителя.
Грунт широко используется в быту, например, при ремонтно-строительных работах. Стены, потолки, полы помещений обязательно грунтуют перед покраской. Правда, при выполнении ремонтно-строительных работ используют жидкий грунт в банках (канистрах), который на поверхность наносится с помощью валика или кисти. Аэрозольная грунтовка применяется для грунтования небольших предметов (радиаторов, деталей, поделок, мебели).
Разновидности и рекомендации по выбору
Современная лакокрасочная промышленность предлагает широкий выбор аэрозольных грунтовок для автомобиля. Использовать каждый спрей рекомендуется строго по назначению. Аэрозоль наносится только на указанную в инструкции основу. Запрещено в процессе грунтования смешивать автомобильные грунты разных видов.
Нельзя грунтовать пластик составом для металла.
Акриловые
Самый доступный и дешевый состав. Используется для улучшения адгезии (прилипания краски к поверхности авто). Есть спреи, специально предназначенные для грунтования металла, имеющие антикоррозийные свойства. Обычно акрил используется в качестве финишного покрытия после нанесения кислотного или эпоксидного грунта. Акриловые составы выпускаются в разных цветах. Автолюбитель может самостоятельно подобрать грунтовку, оттенок которой будет совпадать с краской.
Плюсы:
- низкая цена;
- широкий выбор цветов;
- выравнивает мелкие неровности;
- повышает прилипчивость краски;
- подходит для стали, цветных металлов, дерева, пластика.
Минусы:
- плохо защищает от коррозии;
- используется как финишный слой для металла (редко – в качестве самостоятельного состава).
- Разновидности: «Грунт акриловый» (KUDO), Protect 370 Acryl Filler (Novol), Primer (Motip), SprayLack (Presto).
Антикоррозийный
Применяется для защиты от коррозии. Есть специальные модификаторы ржавчины, которые распыляются на ржавые места и вступают в реакцию с окисленным металлом. Наносятся только на металлическую поверхность.
Достоинства:
- защищает основу от коррозии;
- преобразует ржавчину;
- повышает прилипчивость краски.
Минусы:
- сравнительно высокая цена;
- быстрый расход.
Разновидности: «Нержамет-грунт» («Краско»), Anticorrosive Primer (Motip), «Преобразователь ржавчины» (Hi-Cear).
Для алюминия
Используется перед покраской алюминиевых деталей и частей авто (для грунтования карбюратора, головки двигателя). Перед распылением требуется подготовка основы.
Достоинства:
- повышает прилипчивость;
- выравнивает основу;
- предохраняет алюминиевую поверхность от окисления.
- Недостатки:
- сравнительно высокая стоимость;
- быстрый расход.
Разновидности: Body 960 Wash primer (Body), Zinc-Alu-Spray (Liqui Moly).
Для дерева
Применяется для грунтования деревянных частей машины (вставки в руле, дверях, приборной панели). Используется перед покраской. Тип грунтовки подбирают в зависимости от типа краски.
Плюсы:
- предохраняет дерево от негативных факторов;
- укрепляет основу;
- улучшает прилипчивость краски.
Минусы:
- быстрый расход;
- требует подготовки основы.
Разновидности: «Грунт акриловый» (KUDO), «Грунтовка алкидная» (Lider).
Для металла
Применяется для грунтования небольших участков металлического кузова перед покраской. Защищает основу от коррозии. Не используется для пластика и дерева.
Плюсы:
- защита от ржавчины;
- укрепление основы под покраску.
Минусы:
- высокая стоимость;
- быстрый расход.
Разновидности: «Цинконол» («КрасКо»), Metal Primer (TAMIYA), Metal Primer (PlastiKote).
Для пластика
Используется перед покраской пластмассовых деталей авто (бампера, корпуса зеркал, приборной панели). Повышает адгезию и улучшает основу. Не применяется для металла.
Достоинства:
- выравнивает основу;
- повышает прилипчивость краски.
Недостатки:
- быстрый расход;
- сравнительно высокая цена.
Разновидности: Plastic primer (Chamaleon), «Грунт для пластика» (KUDO), «Грунт-эмаль для пластика» (KUDO).
Кислотные
Используется только для металлических частей. Кислотная грунтовка, имеющая в своем составе фосфорную кислоту, после распыления взаимодействует с металлом и проникает вглубь основы. На поверхности образуется тонкая пленка окислов.
Кислотный аэрозоль идеален для борьбы с коррозией. Однако после применения спрея с кислотой рекомендуется дополнительно использовать акриловый грунт. Красить металл, обработанный только одной кислотной грунтовкой, запрещено. Возможна негативная реакция.
Достоинства:
- защищает кузов от ржавчины;
- наносится на сталь и цветные металлы;
- повышает прочность основы.
Недостатки:
- не совместим с полиэфирной шпаклевкой;
- после кислотного грунтования нужна акриловая грунтовка.
Разновидности: 1K Wash primer (Chamaleon), «Протравливающий грунт» («Раптор»).
Термостойкий
Используется для обработки металла. Защищает поверхность от пагубного влияния высоких температур. Предотвращает образование трещин на окрашенной поверхности.
Плюсы:
- образует защитный слой, устойчивый к высоким температурам;
- улучшает прилипчивость краски.
Минусы:
- большой расход;
- высокая цена.
Разновидности: High Heat Primer (Rust-Oleum), Primer Flameproof High Heat (AutoZone).
Эпоксидный
Такой состав на основе смол используется для создания гидроизоляционного слоя. Эпоксидная грунтовка — идеальный выбор для грунтования металлической поверхности.
Плюсы:
- создает на поверхности герметичную пленку, защищающую металл от воды;
- препятствует развитию коррозии;
- подходит для стали, цветных металлов и гальваники;
- улучшает адгезию;
- повышает прочность основы.
Минусы:
- высокая цена;
- длительный период высыхания.
Разновидности: Epoxy primer spray (Simple), «Грунт эпоксидный» («Раптор»).
Техника применения аэрозольных грунтов
Пользоваться грунтовкой, имеющей вид спрея, очень просто. Баллончик нужно встряхнуть, а потом заняться распылением грунта по поверхности. Предварительно рекомендуется очистить основу от грязи и ржавчины.
Рассчитываем расход материала
Обычно грунт в виде аэрозоля продается в баллончиках на 400 мл. Поверхность грунтуется минимум в 2 слоя. Одного баллончика на 400 мл хватает на двухразовую обработку участка в 0,5 кв. метра.
Грунтовка под покраску должна иметь такой же оттенок, как основная краска. Если машина белая, то грунтовочный спрей должен иметь белый цвет. В продаже есть серая аэрозоль, она отлично подходит под краску любого оттенка. Можно загрунтовать участок подходящей грунтовкой, а потом купить акриловый состав нужного цвета для нанесения финишного покрытия.
Подготавливаем инструменты и поверхности
Перед тем, как приступить к грунтованию, рекомендуется подготовить рабочую зону. Ремонт авто желательно проводить в специальном помещении или в гараже с установленной вентиляцией. Место должно быть чистым, освещенным, хорошо проветриваемым. Запрещено ремонтировать машину на улице (возможно попадание на поверхность пыли, воды, грязи). Нельзя заниматься ремонтом без средств защиты.
Список необходимых инструментов и материалов:
- шлифовальная машина (с насадками Р-240, а также Р-400, 500, 600, 800, 1 000);
- наждачная бумага (номер 120-180);
- уайт-спирит;
- финишная шпаклевка;
- грунт в баллончике (начальный и финишный состав);
- респиратор, перчатки, защитные очки.
Как подготовить поверхность перед грунтованием:
- надеть СЗ;
- удалить загрязнения;
- снять отлипший слой старой краски;
- вымыть и высушить участок;
- обклеить скотчем поверхность, на которую не должны попасть грунтовка и краска;
- протереть уайт-спиритом;
- убрать ржавчину;
- отшлифовать поверхность;
- нанести шпаклевку на неровности;
- подождать 24 часа;
- отшлифовать высохшую шпаклевку;
- протереть сухой салфеткой;
- подождать 24 часа;
- приступить к грунтованию.
Техника нанесения грунта
Как нанести грунтовку:
- надеть респиратор, очки и перчатки;
- встряхнуть баллончик (2 минуты);
- распылить грунт с расстояния 20-30 см под углом 90 градусов;
- нанести тонкий первый слой;
- подождать 20-30 минут;
- нанести 2 слой;
- максимальное количество слоев — 3;
- подождать 24 часа;
- слегка отшлифовать загрунтованную поверхность (насадкой Р-800, 1000).
Длительность высыхания
Иногда автолюбители не могут найти грунт подходящего цвета. Разрешается загрунтовать металл эпоксидным или кислотным составом любого оттенка. Правда, дополнительно придется докупить акриловый спрей подходящего цвета. Акрил — более распространенный состав. В любом автомагазине продается огромное количество акриловых грунтовок разных цветов.
Марки лучших аэрозольных грунтов
Список производителей популярной грунтовки для авто в баллончике:
- Novol — польская компания, выпускающая ЛКП;
- «Краско» — российская торговая марка, мощности которой занимаются производством ЛКМ с 1999 года;
- Motip — немецко-голландская компания, выпускающая ЛКП;
- «Раптор U-POL» — английская компания, занимающаяся выпуском ЛКМ;
- KUDO — торговая марка, принадлежащая российской компании под названием «Русские технические аэрозоли»;
- Rust-Oleum — американский производитель ЛКМ;
- Chamaleon — немецкая компания, занимающаяся производством ЛКП.
Особенности хранения
Грунт в баллончике разрешается использовать до окончания срока годности. Хранить спрей лучше в сухом прохладном помещении (на складе или в гараже). Запрещено ставить баллончики вблизи открытого огня. Аэрозоль нельзя долго держать под солнцем или на морозе. Рекомендуемая температура хранения — 15-25 градусов тепла. Грунт, оставшийся в баллончике, желательно полностью использовать на протяжении 2-3 дней. Долго хранить остатки запрещается (вещество теряет свойства).
Рекомендации мастеров
Любой автолюбитель может самостоятельно отремонтировать или покрасить свою машину в гараже. Выполнить локальный ремонт можно подручными средствами. С помощью обычной наждачной бумаги удастся убрать следы коррозии. Для удаления ржавчины используют специальные вещества (модификаторы), вступающие в реакцию с окисленным металлом.
После удаления следов коррозии проблемные места можно покрасить. Краску подбирают в зависимости от цвета автомобиля. Однако перед покраской очищенное от ржавчины место рекомендуется загрунтовать. В составе грунтовки имеются вещества, препятствующие развитию коррозии. К тому же грунт улучшает прилипчивость краски к основе. Мастера рекомендуют не экономить на грунтовке для авто. Если очищенный участок не загрунтовать, то ржавчина вскоре опять проявится на поверхности. Только грунт сдержит развитие коррозии.
Советы мастеров:
- перед покраской обязательно загрунтовать основу;
- перед грунтованием поверхность тщательно очищают от грязи и ржавчины;
- лучше всего от воды и окисления защищает эпоксидный состав;
- первый слой должен быть максимально тонким;
- прежде чем нанести второй слой, рекомендуется подождать 30 минут;
- нельзя наносить больше 3 слоев;
- неровности после грунтования убираются с помощью наждачной бумаги;
- шлифовать можно только подсохший грунт.
Процесс грунтования улучшает свойства металла, защищает основу от коррозии. Если после очистки ржавчины сразу приступить к покраске, со временем участок опять поржавеет, а краска отслоится. Экономить на грунтовке нежелательно.
Иногда автолюбители не могут найти грунт подходящего цвета. Разрешается загрунтовать металл эпоксидным или кислотным составом любого оттенка. Правда, дополнительно придется докупить акриловый спрей подходящего цвета. Акрил — более распространенный состав. В любом автомагазине продается огромное количество акриловых грунтовок разных цветов.