Топ-5 составов для покраски алюминиевой лодки, как выбрать и наносить
Для покраски алюминиевой лодки используют надежные и прочные лакокрасочные материалы с антикоррозионными свойствами. Алюминиевые плавательные средства популярны среди охотников или рыболовов, их выбирают для отдыха, рыбалки, речных и морских прогулок. Кроме того, алюминиевые сплавы широко используются в сфере судостроения, из них конструируют патрульные катера, яхты и скоростные суда.
Какие краски применяют для окрашивания алюминиевых лодок
Лодка из алюминия – это плавательное средство универсального назначения. При выборе лакокрасочных материалов для покрытия корпуса учитывают несколько факторов:
- характеристика вод, в которых эксплуатируется лодка;
- интенсивность эксплуатации;
- биологический анализ воды в водоеме.
Информация! Чаще всего судна красят несколькими составами: первый используют для покрытия днища до ватерлинии, вторым покрывают корпус выше ватерлинии.
Акриловые
Это материалы, созданные на полиакрилатах, которые относятся к группе водно-дисперсионных красок. Плюсы:
- недорогая цена;
- отсутствует склонность к пожелтению;
- разнообразная цветовая гамма.
Минусы:
- специально не предназначены для покрытия плавательных средств, долговременно находящихся в воде;
- подвержены влиянию водной среды.
Алкидные
Похожи по составу на полиуретановые красочные материалы, используются для окрашивания яхт, скоростных катеров. Плюсы:
- сочные красивые цвета;
- создание плотной эластичной основы с учетом дополнительного покрытия грунтовочной смесью.
Минусы:
- недолговечны;
- могут вести себя непрогнозируемо, если нанесены без соблюдения требований.
Масляные
Краски созданы на базе олифы и различных пигментов. Плюсы:
- разнообразная цветовая гамма;
- легкость нанесения;
- создание прочного слоя.
Минусы:
- если в составе масляной краски присутствует примесь свинца, то ее категорически запрещено наносить на алюминиевые сплавы.
Необрастайка
Это особая краска, которая наносится на днище лодки и защищает поверхность от нарастания морских микроорганизмов. Плюсы:
- создает специальный защитный слой;
- препятствует обрастанию днища ракушками и моллюсками;
- легко наносить;
- не требует дополнительной подготовки.
Минусы:
- смывается в тех случаях, если скорость судна превышает 30 километров в час.
Эпоксидные
Особая группа лакокрасочных материалов. Плюсы:
- наносится одним слоем;
- создает прочное покрытие;
- обеспечивает герметичность созданного слоя.
Минусы:
- высокая токсичность;
- нельзя наносить на поверхность, ранее окрашенную масляной краской.
Рекомендации по выбору ЛКМ
При выборе краски необходимо учитывать особенности лакокрасочных материалов. Если эпоксидные составы отлично ложатся на алюминий и его сплавы, стойко переносят воздействие пресной и морской воды, то масляные краски проявляют требовательность к условиям эксплуатации. Эпоксидные эмали часто используют как грунтовочный слой, ими покрывают подводную часть лодки.
Основная сложность при выборе эпоксидного состава заключена в том, что краски неустойчивы к ультрафиолетовым лучам. Поэтому их не рекомендуют для нанесения выше ватерлинии. Если покрыть корпус эпоксидной смолой, то при частом высушивании лодки на солнце часть корпуса потускнеет и покроется белым налетом. Это свойство называют отмеливанием.
Справка! Профессионалы советуют сочетать между собой лакокрасочные материалы, практиковать их посезонное варьирование и использовать качественные грунтовочные смеси.
Для надводной части алюминиевых лодок рекомендуют подбирать специальные полиуретановые составы, к которым относят двухкомпонентные покрытия. Они проявляют большую прочность по сравнению с однокомпонентными аналогичными составами. Двухкомпонентная система обеспечивает высокое качество финиша, хотя стоимость этого подхода гораздо больше по сравнению с использованием однокомпонентных составов.
При использовании красок из группы алкидных материалов рекомендуют отдавать предпочтение современным составам на основе алкидно-уретановой или алкидно-акриловой базы. Акрилаты используются для покрытия или грунтования яхт, катеров и лодок с высокой скоростью. Это однокомпонентные, но прочные составы, которые предъявляют высокие требования к условиям нанесения. Если соблюдать все правила, то можно рассчитывать на создание финишного покрытия, срок эксплуатации которого составит 3-6 лет.
Если необходимо покрыть металлическую часть корпуса, которая находится выше ватерлинии с целью декорирования небольших дефектов, то используют специальную грунт-эмаль алкидно-уретанового свойства.
Если говорить о покраске днища, то необходимо подбирать высокопрочные эмали с антикоррозийными качествами. Лучше останавливать выбор на профессиональных судовых красках, которые защищают днище от коррозии и не допускают обрастания этой части судна ракушками, водорослями, наростами.
Во время работ по покраске алюминиевых лодок необходимо учитывать, что внутренние детали покрывают специальными составами с декоративно-защитными качествами. Для этого подходят специальные яхтные лаки, создающие особую атмосферу внутри судна. При этом лаки устойчивы к влаге, коррозии и не реагируют на использование бытовых моющих средств.
Особенности окраски лодок из алюминиевых сплавов
Процесс окрашивания состоит из нескольких этапов. Особое внимание уделяют подготовительной стадии. Чем тщательнее будет зачищена поверхность, тем выше показатель адгезии между выбранной краской и металлом.
Подготовительный этап
На этапе подготовки необходимо решить, какой метод нанесения выбрать в каждом конкретном случае. Пневматическое распыление позволяет окрасить лодку быстрее, чем ручной метод.
Краскопультом обычно пользуются при окрашивании полиуретановыми красками. Этот метод имеет свои недостатки и особенности:
- все детали, которые не требуют окрашивания выбранным составом, необходимо планомерно заклеить малярным скотчем, чтобы не закрасить их;
- при окрашивании на открытом воздухе необходимо учитывать направление ветра и другие погодные условия.
Если краска наносится кистью, то работа занимает гораздо больше времени. При этом нет необходимости дополнительно заклеивать детали и учитывать климатические условия.
Инструкция по подготовке и зачистке судна:
- алюминиевую лодку необходимо перевернуть и зафиксировать таким образом, чтобы она оставалась неподвижной на протяжении периода ремонта;
- после фиксации днище защищают от коррозии, отслоения старого покрытия, пыли, грязи;
- следующий этап – это зачистка или обезжиривание частей корпуса.
Особое внимание обращают на пятна коррозии, которые нередко проступают на разных частях корпуса. Если ржавчину не убрать, это может в дальнейшем сказаться на качестве нового покрытия. Для удаления пятен используют специальные смывки. Веществами обрабатывают поврежденные части судна, оставляют на 30 минут, затем смывают водой и оставляют поверхность до полного высушивания.
Грунтовка и шпаклевка
Грунтование – важный этап подготовки. Нарушение условий и требований грунтовки может привести к потере равновесия судна после спуска на воду. Поэтому на подготовительном этапе важно правильно рассчитать необходимое количество грунтовочный смеси, выбрать способ нанесения в зависимости от характеристики материала, из которого сделано судно.
Основой грунтовочной смеси может быть полимерная смола, смешанная с растворителем. После испарения растворителя смола образует на поверхности тонкий слой полимера. Это финишное покрытие обеспечивает высокое качество сцепления между металлом и внешней эмалью.
Чаще всего грунт для лодок из алюминия или дюралюминия выбирают из 2 вариантов:
- аэрозоль на базе одного компонента;
- двухкомпонентная грунтовка
Справка! Важное условие при подборе грунтовочной смеси: состав должен сочетаться с краской, которая выбрана для основного финиша. Для покраски алюминиевой лодки не используют свинцовые пигменты, сурик или титановые белила.
Технология окрашивания
Покрасить лодку можно самостоятельно, при этом необходимо соблюдать основные правила:
- К покраске приступают только после того, как слой грунта полностью высохнет.
- Прежде чем окрашивать корпус, необходимо вырезать трафарет для нанесения номера на боку или центральной части корпуса.
- В первую очередь окрашивают днище лодки до ватерлинии.
- Затем приступают к окрашиванию верхней части корпуса.
- Каждый из слоев обязательно высушивают, проверяют «на отлип».
- Во время работы рекомендуют пользоваться защитным респиратором, использовать специальную одежду, дополнительно покрывать руки специальными перчатками.
В производственных условиях покраска алюминиевого плавательного средства проводится одним из методов:
- Порошкование. Это прием, когда краска наносится с помощью специальных приспособлений, внутри которых обеспечивается давление.
- Анодирование. Это прием создания на алюминиевой поверхности пленки гальваническим способом. Результатом нанесения становится создание ровного матового финиша.
В домашних условиях добиться идеально гладкой поверхности на алюминиевом корпусе судна достаточно сложно.
Защита покрытия
Чтобы защитить созданный финиш, используют специальный лак, повышающий качества созданного покрытия. Для защиты используют лаки на глифталевых смолах. Это продукты поликонденсации глицерина с ангидридом. Лаки производятся в модифицированном виде, чаще всего они бывают прозрачными с небольшим коричневатым отливом.
Глифталевые лаки хорошо защищают корпус от износа и способствуют устойчивости созданного покрытия. Защитный слой на алюминиевом корпусе лодки бывает по счету четвертым, его толщина не превышает 35-50 мкм. Если сделать слой более плотным, то это может отрицательно сказаться на качествах плавательного средства после спуска на воду.
Особенности покраски днища лодки
Днище – часть водного транспорта, на которую приходится повышенная нагрузка. Днище подвержено воздействию воды, на нем оседают соли. Поверхность, которая находится под водой, изнашивается быстрее, чем различные части корпуса.
Лучше всего подбирать для окрашивания днища судостроительные эмали с высокими антикоррозийными свойствами. Их наносят после подготовительного этапа на корпус до ватерлинии.
Важно правильно подобрать специальную грунтовочную смесь, которая сочетается с выбранной эмалью и обеспечивает хорошее сцепление между материалами.
Последний слой при окрашивании днища – это нанесение краски «необрастайка». Она создана на базе специальных веществ, препятствующих образованию налета.
Рекомендации мастеров
Во время проведения работ необходимо соблюдать правила безопасности. Окрашивание проводят в защитной одежде с дополнительным покрытием органов дыхания респираторными масками. При проведении процедур внутри помещений следует соблюдать режим проветривания, открывать вентиляционные отверстия, чтобы не причинить вреда здоровью из-за токсичности растворителей.
Важное условие окрашивания алюминиевых лодок – правильная установка судна, с надежной фиксацией. Кроме того, отдельно специалисты говорят о покраске суден со старым заводским покрытием. Советы и рекомендации:
- Там, где старая пленка прочно прикреплена к корпусу и не сходит при силовом воздействии, имеет смысл оставить ее в качестве грунтовочного слоя для последующего окрашивания.
- Если пленка отслаивается самостоятельно, то ее необходимо удалить с помощью шпателя или ножа.
- Если судно покрыто эмалью неизвестного происхождения, то следует полностью растворить старую пленку с помощью преобразователей.
- Чтобы смывка быстрее «работала», нанесенный слой накрывают полиэтиленовой пленкой и оставляют на 30 минут, затем соскребают остатки острым инструментом и смывают струей воды с сильным напором.
- После полного снятия старого покрытия поверхность дополнительно обрабатывают шкуркой. Шероховатость поверхности обеспечивает лучшее сцепление между материалом судна и эмалью или грунтовочной смесью.
- Специалисты советуют смывать грязь и снимать старые покрытия с алюминиевого корпуса пескоструйным пистолетом, если есть возможность. Это приспособление позволяет убрать старый слой до анодного покрытия в том случае, если этого требуют правила. Пескоструйный пистолет можно приобрести в строительном магазине или арендовать на некоторое время.
- Особое внимание советуют обращать на мелкие детали. Под ними часто скапливается грязь, в труднодоступных местах сложно убрать старое покрытие. Если пропустить мелкие участки, то в дальнейшем, при создании нового финиша, такие оплошности могут привести к потере устойчивости всей основы. Трещины могут появиться под небольшими заклепками и распространиться по поверхности корпуса.
Работы по обработке, зачистке или покраске советуют проводить на свежем воздухе. Такой прием обезопасит того, кто работает с материалами, убережет от отравлений или повреждений.