Что можно нарисовать гуашью, топ-7 техник и мастер-класс для начинающих

Гуашь — любимая краска профессиональных художников и детей. Содержимое баночек и тюбиков разводится водой, а дальше – дело техники, можно писать пасторальный пейзаж или плакат ко Дню Труда. Техник рисования множество — от простых мазков кистью до промокания холста губкой, а разбрызгивать краски и рисовать пальцами понравится и детям, и взрослым. Рисование — вид расслабляющей терапии. Душевное равновесие быстро восстановится во время создания рисунков гуашью.

Общие советы начинающим художникам

Гуашью писали известные зарубежные и отечественные мастера — Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Альбрехт Дюрер, Александр Бенуа, Борис Кустодиев. Водные краски заслуживают серьезного отношения, хотя их привычнее использовать для раскрашивания поделок. С ними легче работать, чем с масляными красками.

Живопись гуашью включает портреты, пейзажи, натюрморты, абстракции, картины в стиле сюрреализма. Перед тем, как браться за кисть, нужно ознакомиться с основными принципами работы с гуашью:

  • начинать рисунок с наброска карандашом, и затем наносить краски;
  • учиться техникам рисунка на пейзажах;
  • переходить от простого к сложному, от схематичных изображений к детальным;
  • дальние объекты делать темнее, а ближние светлее;
  • намечать центр композиции;
  • начинать рисовать с верхней части листа;
  • сначала наносить краску на крупные объекты, а затем прорисовывать мелкие детали;
  • контуры прорисовывать контрастным цветом;
  • тень накладывать с помощью фиолетового, синего, зеленого цвета, но не рисовать ее черной;
  • исправлять ошибки на полностью высохшей картине;
  • по мере высыхания тона светлеют, поэтому при нанесении нужно набирать краску более густо;
  • для прорисовки облаков применяют белый цвет, травы — светло-зеленый, а деревьев — темно-зеленый оттенок;
  • перед тем, как применять новую технику рисунка, сначала потренироваться на черновике.

Для рисования потребуется:

  • бумага, холст;
  • краски;
  • кисти;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • палитра;
  • мастихин;
  • стакан для воды.

Палитру можно заменить деревянной дощечкой любого размера. Освоив работу с цветом и построение композиции, художники обходятся без карандашного рисунка на холсте. Эскизы делают в альбоме, чтобы по наброскам восстановить увиденный пейзаж в красках.

Живопись гуашью включает портреты, пейзажи, натюрморты, абстракции, картины в стиле сюрреализма.

Мастихин — металлический инструмент, похожий на строительную лопатку для накладывания цемента. С его помощью счищают и наносят гуашь на холст.

Основные сведения про гуашь

Гуашь — это водная краска. Она создана на основе акварели, но отличается более густой консистенцией и насыщенным цветом, не растекается на холсте. В изготовлении гуаши используют белила, натуральные пигменты и минеральные добавки: фруктовую камедь, мед, глицерин, масла, а также акрил. Чтобы масса стала густой, добавляют крахмал, декстрин, гуммиарабик. Благодаря титановой краске в составе тона гуаши более приглушенные.

Компоненты в красках, предназначенных для разных видов работ, отличаются. В школьной гуаши содержится клей ПВА.

Особенности гуашевой краски:

  • можно наносить слоями, на фоне после высыхания вырисовывать мелкие детали и создавать объемные рисунки;
  • засохшая краска в банке растворяется водой;
  • для исправления ошибки в рисунке не нужен химический растворитель.

Пользоваться гуашевой краской легко — просто добавить воды. Она быстро высыхает, безопасна для кожи и легко смывается. Гуашью выполняют художественную роспись на ногтях, используют в боди-арте. Ею заправляют аэрографы и покрывают большие площади.

Разновидности гуаши и их особенности

Свойства гуаши отличаются в зависимости от предназначения. Профессиональные краски предварительно разводятся водой, а в детские просто макают влажную кисточку.

Художественная

Краска для создания сложных произведений искусства отличается однородной консистенцией. Тона ложатся ровно, а изображение выглядит объемно. Поверхность краски на холсте бархатисто-матовая. Чтобы перекрыть акварельный рисунок, достаточно нанести один мазок. Стойкость и декоративные свойства обеспечивает гуммиарабик — смола аравийской акации. Упаковки с художественной гуашью бывают помечены словом «люкс» или «премиум». Цвета максимально приближены к природным для создания реалистичных картин.

Увеличить жилое пространство под силу композиции белого с синим.Краска для создания сложных произведений искусства отличается однородной консистенцией.

Плакатная

Краска, предназначенная для надписей на холсте, ватмане, картоне, раскрашивания декораций из фанеры. В плакатной гуаши содержится каолин — белая глина, благодаря которой цвет не бледнеет со временем.  На упаковках нет дополнительных маркировок, только слово «гуашь». Эти краски подходят для детского творчества и обучения рисованию. Палитра менее разнообразна, состоит из базовых цветов. К плакатной гуаши относится детская, которую легко узнать по ярким мультяшным упаковкам.

Флуоресцентная

Декоративный вид гуаши с органическими веществами — люминофорами. Особые пигменты делают изображения ярче на солнце, а неоновые краски видно в темноте. Для закрепления в состав добавляют клей ПВА и антисептик. Флуоресцентная гуашь менее плотная, поэтому ее наносят только на белую поверхность. Флуоресцентную гуашь относят к краскам со спецэффектами. Для украшения рисунков также применяют перламутровую разновидность. Она прозрачнее, чем обычная. Светящиеся и блестящие виды гуаши плохо смешиваются с художественными.

Акриловая

Самая прочная гуашь держится на любых поверхностях благодаря акрилатам в составе. Надписи и рисунки не стираются со временем и остаются яркими. Акриловую гуашь используют для росписи стеклянных и деревянных изделий.

Как выбрать кисть для рисования картин

В работе различными техниками имеет значение форма кисти:

  • плоская — применяется для нанесения однотонной краски на большие участки холста;
  • круглая, овальная — подходит для всех видов работ, толщина мазка увеличивается с силой нажима;
  • контурная, тонкая — позволяет филигранно выполнить мелкие детали, штрихи;
  • веерная — используется для заливки фона.

Кисти подбирают в зависимости от техники рисования. Их делают из натурального ворса и синтетических нитей.

Виды кистей, которые используют в обучении рисованию:

  • беличьи — средней мягкости с заостренным концом для нанесения тонких штрихов. Подходят для прорисовки мелких деталей. Кисти из ворса белки быстро истираются;
  • колонковые — ворс сибирского пушного зверька более прочный и жесткий;
  • козьи — широкие и узкие кисточки подходят для рисования крупных объектов;
  • синтетические — нейлоновый ворс долго служит, используется для рисования фона;
  • свиные — жесткие кисточки делают поверхность холста или бумаги текстурной;
  • барсучьи — подходят для нанесения разбавленной гуаши.

Кисти подбирают в зависимости от техники рисования.

Визуальные спецэффекты создают с помощью силиконовых кистей и ниток. Для создания объемного и реалистичного натюрморта, кроме кистей, используют губки из поролона, бумажные салфетки, валики.

На чем можно рисовать

Густой и плотной гуашью рисуют на бумаге, ткани, твердых прозрачных и непрозрачных поверхностях. Главное требование к основе, на которую наносят густую краску, — плотность.

Бумага

Идеальная поверхность для изучения искусства живописи — гладкий белый ватман, картон, бумага формата А4 повышенной плотности. Для рисования гуашью подходит тонированная и акварельная бумага.

Плюсы и минусы
гуашь ложится ровным слоем;
рисунок не деформируется после высыхания.
обычная тонкая бумага размокает и пузырится от плотной краски;
подходит только обычный гладкий картон.

Гофрокартон со временем коробится.

Фанера

На втором месте по удобству работы после картона — деревянная основа.

Плюсы и минусы
не размокает;
краска ровно ложится на гладкую поверхность.
проступают изъяны — темные пятна, шероховатость;
дощечки труднее достать в большом количестве.

Законченную работу нужно покрыть лаком.

Стекло

Гуашью расписывают посуду и оконные стекла.

Плюсы и минусы
легко исправить ошибку;
краска подходит для росписи прозрачного, темного и цветного стекла;
изделие быстро высыхает.
быстро смывается с тарелок и бокалов.

Чтобы сохранить роспись, изделия лакируют. Гуашью рисуют снежинки на окнах к Новому году.

Ткань

Батик, или роспись по ткани, превращает вещи в произведения искусства.

Плюсы и минусы
подходит для украшения футболок, джинсов, платков и штор;
ручная работа делает вещь эксклюзивной.
нельзя часто стирать;
трудно убрать лишние штрихи.

Чтобы закрепить краску, полотно покрывают специальным лаком для тканей.

Какие техники рисования существуют

Гуашь — универсальная краска, которая подходит для работы в традиционных и нетрадиционных техниках. Основные техники — пастозная и лессировка. С опытом художники комбинируют их и добавляют собственные изобретения.

Лессировка

Техника заключается в нанесении краски поочередно слоями. Сначала наносят первый слой, ждут его высыхания, а затем наносят следующий. Если продолжить работу до того, как предыдущий слой высохнет, цвета смешаются до грязного оттенка. Краску набирают средней густоты. Чтобы мазок получился полупрозрачным, добавляют больше воды. В технике лессировки используют до пяти тонов.

Пастозная

Краску накладывают густым слоем. Фактурность и оттенки картина приобретает благодаря различным направлениям мазков. Чтобы гуашь не растрескалась после высыхания, в нее добавляют клей ПВА.

Смешанная

При написании картины используют несколько видов красок и инструментов — гуашь, акрил, акварель, масло, пастель, темперу. Техники тоже совмещают — растушевывают фон гуашью и выписывают детали акрилом.

Нетрадиционные техники рисования

Чтобы картины выглядели нестандартно и отражали индивидуальное видение автора, применяют необычные способы нанесения краски. В детском творчестве применение нетрадиционных и смешанных техник помогает учиться мыслить нестандартно и продумывать план работы.

Монотипия

Картина, выполненная в технике монотипии, напоминает печатный рисунок. Как получить отпечаток:

  • нарисовать изображение на одной половине листа;
  • сложить лист пополам и прижать так, чтобы свежая краска отпечаталась на чистой половине;
  • развернуть бумагу.

На второй половине листа останется оттиск изображения, похожий на печатную иллюстрацию. Особенность монотипии в том, что каждая картинка уникальна, и не бывает двух одинаковых оттисков. В рисунке используют один или несколько цветов. С помощью оттиска выполняют основные объекты или фоновые. На отпечатанном изображении добавляют детали обычными мазками.

На второй половине листа останется оттиск изображения, похожий на печатную иллюстрацию.

В технике монотипии выполнены симметричные цветовые пятна на карточках психологического ассоциативного теста Роршаха.

Диатипия

Техника тоже относится к печатному способу изображения:

  • на гладкую плотную поверхность нанести валиком слой краски;
  • положить сверху на свежую краску лист тонкой бумаги;
  • карандашом нарисовать картинку;
  • снять тонкий лист.

Рисунок отпечатается на плотной и тонкой бумаге, и получится две картинки с одинаковым сюжетом. Линии можно наносить палочками разной толщины, а на плотное основание наносить несколько цветов. Изображение на цветном фоне выглядит объемно и нестандартно. Вместо валика используют хлопчатобумажную тряпочку. Чтобы точнее расположить объекты, белый лист заменяют полупрозрачной калькой.

Кляксография

Техника заключается в нанесении на холст клякс и брызг краски.

Как выполняется:

  • окунуть кисть в краску;
  • подождать, пока капля стечет на бумагу, или хаотично рукой разбрызгать гуашь по поверхности;
  • на выпуклые крупные капли подуть сверху или через коктейльную соломинку.

Вначале будут получаться абстрактные рисунки из клякс. Чтобы придать им форму животных и растений, ставят поочередно крупные и мелкие брызги. Краску также размазывают приложенной сверху бумагой.

В технике кляксографии получаются интересные морские обитатели: анемоны, кораллы, медузы, моллюски. С помощью клякс легко изобразить воду, дождь, каплю в замедленном движении. Брызги можно ставить на однотонном высохшем фоне или дорисовывать второстепенные объекты обычными мазками или с применением другой техники.

Хеппинг

В технике не применяют кисти, а наносят краску руками. Различают два вида хеппинга:

  • нанесение цветовых пятен ладонями и кулаками;
  • прорисовывание и раскрашивание объектов кончиками пальцев.

Контактный способ рисования развивает у детей мелкую моторику. Для пальчикового рисования выпускают специальную гуашь на основе натуральных пигментов и клеящих веществ. Они безопасны для кожи и легко смываются.

Контактный способ рисования развивает у детей мелкую моторику

Приемы рисования гуашью

Сочетание воды и красок, применение губки позволяют добиться плавного перехода оттенков и создать причудливые формы.

Влажное по влажному

Прием используют для изображения расплывчатых форм — облаков, тумана.

Как выполнять:

  • смочить лист чистой водой с помощью кисти;
  • нанести прозрачный слой краски одного цвета;
  • не дожидаясь высыхания сразу нанести сверху жидкий слой второго цвета.

Краски смешаются на холсте, и получится туманный, размытый фон. Последующие цвета нужно наносить быстро, и хорошо разбавлять краски водой, иначе они не смешаются.

Влажное по сухому

С помощью приема рисуют предметы с четкими очертаниями:

  • на сухую поверхность наносят мазки густой краски;
  • с темными цветами сочетают контрастные светлые.

Написание картин мазками — классический способ работы с гуашью.

Маскировка

Для работы потребуется маскирующая жидкость — специальное средство, защищающее бумагу от краски. Оно продается в магазинах художественных принадлежностей. Маскировку применяют, чтобы получить белые фигуры или надписи с четкими контурами.

Как выполнять прием:

  • бумагу покрывают маскировочной жидкостью;
  • когда поверхность высохнет, сверху наносят гуашь;
  • с высохшей картины снимают маскировку вместе со слоем краски.

Для работы потребуется маскирующая жидкость — специальное средство, защищающее бумагу от краски.

Важно дождаться высыхания маскирующей жидкости, иначе она слипнется с краской и отдерется вместе с бумагой. Высохшая маскировка не липнет к рукам и похожа на клей. Ее поддевают иглой или пальцами, чтобы снять.

Мнение эксперта
Захарова Ирина Юрьевна
Профи по клинингу с 15-ти летним стажем. Наш лучший эксперт.
Задать вопрос
Перед тем, как окунать кисть в маскирующую жидкость, ее нужно смочить в средстве для мытья посуды. Иначе ворс слипнется, и кисточка испортится.

Осветление

Прием позволяет не смешивать краски, а делать их на несколько тонов светлее с помощью влажной тряпочки:

  • нарисовать объект обычным слоем гуаши;
  • смочить тряпочку в воде, отжать;
  • промокнуть рисунок.

Осветлением также удаляют полностью цвет, но, в отличие от маскировки, края осветленного объекта будут неровные. С помощью тряпочки и шаблона рисуют листья и цветы поверх фона. В листе бумаги прорезают отверстие по форме объекта и накладывают поверх холста. Ткань окунают в краску и промокают ею холст поверх шаблона.

Губка

Пористый материал оставляет объемные отпечатки. Губку окунают в краску и промокают рисунок. Таким способом изображают грубую или плотную фактуру — землю, густую крону деревьев, траву.

Сграффито

Как выполнить:

  • нанести фоновый тон;
  • покрыть сверху более темными или светлыми мазками;
  • процарапать верхний слой, чтобы проявился нижний.

Краску счищают иглой, заостренной палочкой, ножом. Прием выполняют быстро, пока верхний слой не высох. Картины гуашью, написанные приемом сграффито, напоминают гравюры. Таким способом обычно изображают фактуру на переднем плане, придают эффект потертости.

Выделение

Прием используют для прорисовывания ряби на воде, прожилок на листьях, веток в кроне деревьев. На холст накладывают слой гуаши, проделывают углубления острыми инструментами в нужных местах и заполняют их другим цветом.

Разбрызгивание

С помощью необычного приема изображают мелкие объемные объекты — камешки, листья, капли.

С помощью необычного приема изображают мелкие объемные объекты — камешки, листья, капли.

Как выполнить:

  • окунуть кисть в краску;
  • поднять ворсом вверх;
  • оттянуть волоски к себе, направить на холст и резко отпустить.

Краска обрызгает бумагу мелкими капельками, и получится необычная фактура.

Для разбрызгивания используют малярную кисть с жесткой щетиной. Чтобы брызги легли в определенное место, остальную часть картины закрывают листом бумаги.

Простые картины поэтапно

Особенность поэтапного рисования в том, что основные объекты и фон рисуются только горизонтальными мазками. Потом светлыми и темными тонами добавляют блики, тени и мелкие детали.

Дерево в снегу

Способ выполнения:

  • первым слоем наложить фон — голубое небо и белый снег на земле;
  • подождать, пока краска высохнет;
  • нарисовать карандашом в центре, справа или слева, дерево;
  • обвести контур ствола и ветки коричневым цветом, внутри закрасить черным;
  • концы веточек, низ ствола выделить белым;
  • тень на снегу нарисовать серым цветом.

В конце можно добавить небу экспрессии розовыми горизонтальными мазками на горизонте и темными фиолетовыми вверху композиции.

Горный пейзаж

Как нарисовать:

  • простым карандашом наметить очертания горных вершин;
  • синим цветом нарисовать небо;
  • белым изобразить облака;
  • смешать синий и фиолетовый оттенки и закрасить горы;
  • белой краской выделить склоны, на которые падает солнечный свет;
  • кончиком широкой кисти выделить уступы на склонах, краску также можно нанести краем мастихина;
  • соединить синюю и белую краску и выделить подножья гор;
  • нарисовать хвойный лес, окаймляющий возвышенности, синими, зелеными и желтыми мазками;
  • смесью зеленого, желтого и светло-коричневого изобразить землю;
  • вновь смешать белый и синий цвет, нарисовать озеро на переднем плане, добавить зелень отражения берегов и белые блики на воде;
  • мазками зеленого и синего цвета изобразить кусты на берегу.

В завершение мелкими белыми, охряными, изумрудными и светло-фиолетовыми мазками прорисовать цветочный ковер.

В завершение мелкими белыми, охряными

Листья

Простой способ нарисовать мелкую листву дерева:

  • наметить карандашом ствол и ветки;
  • закрасить коричневым цветом, прорисовать мелкие разветвления;
  • плоскую кисть обмакнуть в зеленый цвет, держать перпендикулярно, точечно изобразить крону. Способ рисования тычками заменяет разбрызгивание.

Тюльпан

Как нарисовать цветок:

  • начертить стебель, листья и бутон простым карандашом;
  • раскрасить лепестки красным, а лист зеленым цветом;
  • стебель сделать темнее;
  • нанести второй слой цвета и изобразить тень;
  • добавить черный цвет к красному оттенку и прорисовать края лепестков, выделить тень;
  • белым цветом нанести блики на светлой стороне;
  • нанести на основание бутона легкий фиолетовый оттенок.

На лепестках можно изобразить капли: поставить темно-красным и светло-фиолетовым цветом точки и капнуть сверху белым.

Интересные идеи для начинающих

В детстве интересно рисовать все. Как маленькие акыны от изобразительного искусства, дети что видят — то рисуют. Из-под кисти юных художников в ярких красках появляются бабушкин огород, школьная учительница в их представлении, соседский питбуль и папа, вкручивающий лампочку.

Восприятие во взрослом возрасте притупляется. Среди обыденных вещей и дел трудно найти образ, который поразит воображение, и его захочется запечатлеть в красках.

Пробудить художественную фантазию помогут следующие идеи:

  • посмотреть старые фотографии или детские рисунки, вспомнить, что нравилось рисовать в детстве — людей, животных, смешные карикатуры;
  • поискать картинки в интернете на выбранную тему и попробовать воспроизвести с помощью различных приемов рисования;
  • нарисовать простую или любимую вещь с натуры — антикварную вазу, автомобиль, книгу;
  • обратиться к классическим сюжетам — купить разных фруктов и нарисовать натюрморт с игрой света и тени, изобразить комнатное растение или букет.

Рисовать можно с натуры или с фото: домашних животных, любимых звезд кино и эстрады.

Рисовать можно с натуры или с фото: домашних животных, любимых звезд кино и эстрады. Любителям искусства будет интересно воспроизвести мировые шедевры — картины в стиле поп-арт Энди Уорхола, портрет Мэрилин Монро, Мону Лизу, «Крик» Эдварда Мунка или «Звездную ночь» Ван Гога. При этом не обязательно добиваться точного сходства и копировать технику авторов. В результате получатся неожиданные и даже смешные картины.

Мастер-класс по сложному рисунку

Интересный эффект получается, если рисовать на мятой бумаге. Пигмент заполняет изломы, и изображение напоминает мраморный рисунок. С помощью такой техники рисуют тропический пейзаж.

Для художества понадобится:

  • гуашь;
  • акварельная бумага;
  • простой карандаш;
  • широкая и тонкая кисть;
  • утюг.

Техника выполнения:

  • хорошо смять лист бумаги, а затем разгладить и расправить руками;
  • приготовить широкую кисть;
  • разбавленным синим цветом провести линию горизонта;
  • по центру над горизонтом нарисовать полупрозрачной желтой гуашью полукруг солнца;
  • наполовину закрасить солнце;
  • мокрой кистью растушевать цвет к центру;
  • оранжевым полупрозрачным цветом навести контур солнца;
  • растушевать влажной кистью на внешнюю сторону;
  • раскрасить небо по краям листа розовым или фиолетовым цветом, краску по-прежнему хорошо разбавлять до состояния акварели;
  • снова растушевать мокрой кистью к центру листа;
  • под полукругом солнца поставить три мазка в виде углов перевернутого треугольника и тоже размыть, чтобы получилось отражение солнца;
  • по бокам под линией горизонта поставить мазки голубой краской и растушевкой соединить их с желтыми;
  • мазками и размытием закрасить нижнюю часть листа, на которой изображается океан;
  • подождать, пока картина высохнет;
  • прогладить утюгом;
  • тонкую кисть обмакнуть в черную гуашь и провести от левого нижнего угла две линии — будущие пальмы;
  • навести их жирнее и обозначить стволы, а на верхушках нарисовать листья;
  • на фоне воды нарисовать карандашом контуры дельфинов и закрасить черным цветом;
  • по краям картины обозначить контуры тропических листьев и тоже зарисовать черным.

рисунок гуашью

В результате получится закат солнца в океане, проглядывающий через джунгли.

Секреты и тонкости работы с гуашью

Набор гуашевых красок состоит из четырех, шести или шестнадцати цветов. В больших художественных наборах 32 оттенка. Соседние тона в цветовой гамме дают при смешивании однородный цвет, а контрастные — с серым оттенком.  Как смешивать краски между собой для получения новых оттенков, показывает следующая таблица:

Оттенок Комбинация красок
персиковый красная+желтая+белая
бежевый желтая+белая+светло-коричневая
бирюзовый зеленая+синяя
горчичный красная+желтая+зеленая
оливковый желтая+зеленая
золотой красная+желтая
лимонный желтая+зеленая+белая
охряный коричневая+желтая
пурпурный синяя+желтая+красная
хаки зеленая+коричневая
бургундский красный красная+коричневая+желтая+черная
малиновый синяя+красная+белая+коричневая
сливовый красная+белая+синяя+черная
медовый желтая+коричневая+белая
салатовый желтая+зеленая+белая

Что еще полезно знать о работе с гуашевыми красками:

  • перед нанесением нужно смазать бумагу чистой водой и дать высохнуть. Лист растянется и не свернется трубочкой после высыхания краски;
  • гуашь разводят водой до консистенции жидкой сметаны;
  • чтобы краска не расслаивалась, ее тщательно размешивают;
  • пигмент в слишком жидком слое ложится неравномерно, отдельные пятна трудно перекрываются следующим слоем;
  • горизонтальные мазки перекрываются вертикальными;
  • чтобы не было грязных разводов, черный цвет не используют в накладывании теней от объектов;
  • ткань покрывают специальным средством против скатывания гуаши — смачивателем №1, содержащим бычью желчь;
  • перед работой над плакатом для улицы в гуашь добавляют желатин;
  • чтобы убрать лишние мазки, сухую краску на холсте размягчают влажной кистью. При этом тон посветлеет, контуры смажутся;
  • если цвет подобран неудачно, его можно закрасить;
  • краска, нанесенная на темную основу, светлеет после высыхания, а на светлом фоне темнеет;
  • чтобы увидеть, как будет выглядеть цвет после высыхания, делают палитру контрольных накрасок;
  • чтобы слои высыхали быстрее, их можно подсушить феном;
  • в растрескавшуюся краску добавляют гуммиарабик и перемешивают;
  • картины на деревянной основе покрывают лаком.

Гуашь хранится в плотно закрытых баночках при комнатной температуре. Готовые картины не сворачивают в трубки, так как толстый слой краски ломается и осыпается. Работы складывают в папку, проложив между листами папиросную бумагу. Так краска не отпечатается на обратной стороне картин.

Поделиться ссылкой:
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий